Проект концепции развития связи в Республике Тыва на период до 2020 года





Раздел 1. Введение

Отрасль телекоммуникационных и информационных технологий относится к одному из важнейших секторов экономики, обеспечивающих функционирование других отраслей хозяйства и государства в целом. Дальнейшее качественное развитие телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва особенно важно в связи с потребностью населения, органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления Республики Тыва в современных услугах связи растет из года в год. Несмотря на стремительное развитие услуг связи за последние пять лет, рынок телекоммуникационных услуг в Республике Тыва все еще далек от степени полного насыщения.

Высокий спрос на все более сложные и разнообразные услуги, усиливающаяся конкуренция на рынке услуг связи, высокие требования пользователей к многообразию, скорости функциональности и качеству услуг требуют поиска принципиально новых подходов к развитию телекоммуникационной отрасли.

Одним из оснований для формирования новых принципов и механизмов взаимодействия органов государственной власти Республики Тыва с организациями и гражданами в области развития информационного общества является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 № ПР-212.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, определены следующие приоритетные направления государственной политики в области развития информационных технологий:

Первое направление - формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг, в том числе:

формирование единого информационного пространства;
развитие единой сети электросвязи страны, в том числе сетей связи третьего и последующих поколений;
обеспечение оказания универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации, расширение состава универсальных услуг;
переход к цифровому телерадиовещанию;
обеспечение равной доступности к современным информационным технологиям жителей всех регионов Российской Федерации;
развитие инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории страны;
создание на базе национального оператора почтовой связи универсального логистического и информационного оператора;
повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

Второе направление - повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационно-коммуникационных технологий, в том числе:

содействие подключению к сети Интернет образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально значимых организаций;

расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий, в том числе государственных служащих;

предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

развитие системы библиотечных фондов на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий.

Третье направление - обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе:

стимулирование применения информационно-коммуникационных технологий организациями и гражданами;

создание условий для развития конкурентоспособной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий;

совершенствование законодательства и правоприменительной практики в области использования информационно-коммуникационных технологий;

повышение инвестиционной привлекательности отрасли информационно-коммуникационных технологий;

развитие системы региональной информатизации.

Четвертое направление - повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, в том числе:

создание "электронного правительства", предусматривающего повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти;

обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена.

Пятое направление - противодействие использованию информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.

Концепция развития связи в Республике Тыва на период до 2020 года (далее – Концепция) направлена на реализацию Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года в части Развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и связи Республики Тыва.

Раздел 2. Анализ состояния информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Тыва

Процесс развития сетей и систем связи на территории Республики Тыва в последние годы характеризуется высокими темпами роста абсолютных показателей деятельности операторов связи, обновлением технической базы, расширением спектра предоставляемых услуг, повышением их качества. Эта сфера отличается достаточно высокой активностью, сохраняющейся по настоящее время. Наиболее актуальными задачами развития информационно-телекоммуникационной сферы в Республике Тыва являются: повышение качества оказываемых услуг, гибкая тарифная политика, расширение спектра новых информационных услуг, предоставляемых населению и бизнесу, обеспечение услугами связи отдаленных и труднодоступных сельских населенных пунктов Республики Тыва.

В настоящее время услуги связи на территории Республики Тыва предоставляют около 40 операторов связи, такие как: ОАО «Ростелеком», ОАО «Тывасвязьинформ», Управление Федеральной почтовой связи Республики Тыва – федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (далее – филиал ФГУП «Почта России»), ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон», ООО «ИТ СИСТЕМЫ», радиотелевизионный передающий центр филиал федерального государственного унитарного предприятия «РТРС» Республики Тыва в (далее –РТПЦ) и другие.

Численность работающих в отрасли составляет более 1470 человек, что сопоставимо с такими отраслями экономической деятельности как добыча полезных ископаемых (1741 человек), финансовая деятельность (1132 человека).

На предприятии ОАО «Тывасвязьинформ» трудятся 478 человек, из которых 311 – трудятся в Кызыле, средний возраст – 38,5 лет, высшее специальное образование имеют 111 человек, среднее специальное – 154.0
Оборот организаций связи за 2012 год составил 1122,7 млн. рублей, темп роста по сравнению с 2011 годом составляет 7,4%.

Объем инвестиций в основной капитал за 9 месяцев 2012 года составил 442 298 тыс. рублей.
В настоящее время в республике предоставляется практически весь комплекс существующих услуг связи. Структура доходов от оказания услуг связи в 2012 году в процентах к общему итогу:
1. Почтовая связь 18,6 %
2. Документальная электросвязь 13,4 %
3. Международная и междугородняя связь 11,4 %
4. Местная телефонная связь 13,7 %
5. Подвижная связь 18,0 %
6. Присоединение и пропуск трафика 8,1%
7. Другие услуги связи 16,8 %

Услуги связи, оказанные населению в 2012 году в процентах к общему итогу:
1. Почтовая связь 12,8 %
2. Документальная электросвязь 7,6 %
3. Международная и междугородняя связь 6,2 %
4. Местная телефонная связь 22,2 %
5. Подвижная связь 50,2 %
6. Присоединение и пропуск трафика 8,1%

Доходы от услуг связи в расчете на одного жителя 743 рублей. Возрастает общее число пользователей сети Интернет. Сотовая связь становится базовой услугой связи. На рынке сотовых услуг успешно функционируют четыре оператора сотовой связи ОАО «МТС», ОАО «Вымпел-Коммуникации», ОАО «Мегафон» и ЗАО «Енисейтелеком». Сотовой связью обеспечены 118 населенных пунктов Республики Тыва, а также трассы федерального и крупнейшие трассы регионального значения.

Подраздел 2.1. Электропроводная телефонная связь

В условиях развития цифровой связи, стационарных телефонов становятся все меньше. Тем не менее, фиксированная связи не теряет своих позиций на рынке телекоммуникационных услуг.

Главная причина — в устойчивости к природным катаклизмам, военным конфликтам. В случаях чрезвычайной ситуации, как показывает практика, сотовые сети не способны справиться с огромным количеством одновременно звонящих абонентов.

Сотовая связь не всегда выдерживает и природные катаклизмы. Ураганы и наводнения могут вывести базовые станции из строя, и в результате могут остаться тысячи человек без связи.

В России операторы фиксированной связи ведут борьбу за сохранение этого вида бизнеса. В крупных российских городах уже давно стоимость пользования сотовой связью стала ниже, чем тарифы на звонки с «городских» телефонов. К тому же номер мобильного телефона не привязан к проводу и доступен везде без переадресации.

На территории Республики Тыва в настоящее время услуги местной телефонной связи предоставляют 2 оператора связи, обслуживающих 30 691 абонентов, из общего количества которых 459 – абоненты ОАО «Ростелеком», 30 232 – абоненты ОАО «Тывасвязьинформ».
Наблюдается снижение абонентов стационарной телефонной связи у оператора связи ОАО «Тывасвязьинформ» по состоянию на 01.01.2013 количество абонентов составило 30 232, за аналогичный период 2012 года – 33 543 (снижение на 9,9%). Основная причина снижения количества абонентов – переход на услуги связи сотовых операторов связи. ОАО «Тывасвязьинформ» для привлечения новых абонентов проводит акции, по которым предоставляется возможность подключения к местной телефонной сети по сниженным тарифам.

Монтированная емкость телефонных станций в Республике Тыва составляет 48632 номеров, из них более 80 процентов приходится на городские телефонные станции, 77 процентов номеров от общей монтированной емкости являются цифровыми. Средняя плотность телефонов на 100 человек по городской телефонной сети составляет 15,15 процента, по сельской телефонной сети – 3,88 процента, в то время как среднероссийский показатель равен 24,3. Доля цифровых автоматических телефонных станций в сети фиксированной электросвязи составляет 94,3 процента.

Из 143 населенных пунктов республики имеют АТС 35 населенных пункта, 60 населенных пунктов обеспечены 1-2 прямыми номерами от центральной станции районного центра. 48 населенных пункта и поселений не телефонизированы. Основная масса сельского населения особенно в отдаленных и труднодоступных местностях живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в информационной изоляции.

На сети связи до сих пор преобладают устаревшие аналоговые системы связи с дефицитом коммутационной емкости и емкости соединительных линий между АТС, как на внутрирайонном, так и внутриреспубликанском уровнях, не позволяющим обеспечить все возрастающие потребности потребителей услуг связи в информационном обмене.

Топология внутризоновой сети телефонной связи имеет радиальную структуру, базируется на:
- радиорелейных линиях связи (далее РРЛ), общая протяженность которых 873,4 км.;
- кабельные линий связи – 83,9 км., в том числе волоконно-оптических линий связи – 27,9км.;
- спутниковые сети связи – 708 км.

На сегодняшний день прокладка ВОЛС необходима к 13 районным центрам и г. Ак-Довурак Республики Тыва.

С целью обеспечения жителей Республики Тыва услугами местной, междугородной (международной) телефонной связи и предоставления им возможности бесплатного вызова оперативных служб в каждом населенном пункте Республики Тыва с постоянно проживающим населением установлены и эксплуатируются универсальные таксофоны. Всего установлено 133 таксофона. Объем оказанных универсальных услуг связи на территории Республики Тыва за 2012 год составляет 200 431,05минут.

Сегодня на рынке фиксированной связи сложилась сложная ситуация, результатом которой становится отток абонентов к операторам мобильной связи, предлагающих более выгодные тарифы, а также увеличение числа пользователей VoIP – телефонии. Несмотря на это, фиксированная телефонная связь в России остается высоко востребованной и предоставляется в полном объеме .

Развитие экономики страны напрямую зависит от развития связи и интернета.

Благодаря интернету развивается малый бизнес, электронная коммерция, растет производительность труда и эффективность бизнес-процессов предприятий, решаются вопросы энергоэффективности и безопасности, медицины и образования. По данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в России каждые новые 10% проникновения быстрого и качественного интернета могут дать экономике рост ВВП на 1,4%. В связи с тем, что количество абонентов сотовой связи уже превысило количество проводных телефонов, необходимо решать задачу качества. Важнейшей задачей, стоящей перед министерством информатизации и связи Республики Тыва становится создание условий для развития современных сетей связи во всех населенных пунктах республики.

Подраздел 2.2. Подвижная радиотелефонная связь

В настоящее время инфокоммуникационными услугами, предоставляемыми сетями связи нового поколения, пользуются более 600 млн. абонентов более чем в 150 странах. Всего на шести континентах развернуто более 400 сетей связи третьего поколения. Число абонентов сетей сотовой связи стандарта UMTS/HSPA превысит 500 млн. человек. Сегодня ведущие игроки мировой отрасли мобильной связи определились с тем, что действительно нужно абоненту — это высокие скорости доступа в Интернет и корпоративные сети, интуитивно понятные интерфейсы терминалов и адекватные цены, снижением которых уже занимаются европейские чиновники.

Основными тенденциями современного этапа развития сотовой связи являются:
- рост трафика передачи данных;
- стремление обеспечить повсеместный широкополосный доступ;
- широкий спектр услуг;
- обеспечение мобильного доступа в Интернет в любое время в любом месте;
- снижение доли рынка фиксированного доступа в Интернет.

Зарубежные эксперты сходятся во мнении, что будущие сети подвижной связи будут характеризоваться повышенной экономической эффективностью, универсальностью построения сетевой архитектуры и подсистемы базовой станций, а их стоимость развертывания будет сопоставима или даже меньше по сравнению с развертыванием сетей UMTS и CDMA. В результате эволюции и конвергенции технологий на наших глазах происходит соединение достоинств мобильной и фиксированной связи, Интернета и телевещания.

В России сегмент рынка услуг мобильной связи полностью либерализован и переживает период динамичного роста . Количество абонентов увеличивается не менее чем на 60% ежегодно. Около 70% абонентов зарегистрировано в Москве и С-Петербурге. Однако в последнее время темпы роста числа абонентов в этих городах и регионах сравнялись. Потенциал роста рынка мобильной связи оценивается как высокий. В этом сегменте рынка развернулась наиболее острая конкурентная борьба компаний-операторов, при этом первая тройка компаний обслуживает 3/4 всех абонентов.

В Республике Тыва услуги подвижной радиотелефонной связи предоставляют: ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон», ЗАО «Енисейтелеком» – с использованием 583 базовых станций, при этом количество реализованных SIM-карт составило 278,59 тысяч единиц.

В нижеприведенной таблице отражены основные показатели деятельности операторов подвижной радиотелефонной связи, предоставляющих услуги на территории Республики Тыва.

Таблица

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
деятельности операторов подвижной радиотелефонной
связи, предоставляющих услуги на территории Республики Тыва

№ п/п

Наименование

оператора связи

Стандарт

Число абонентов

Процент зоны покрытия

Количество базовых станций

1

2

3

4

5

6

1.

ОАО «МегаФон»

GSM-900/1800

IMT-2000/UMTS

201 700

70

144

72

2.

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС)

GSM-900/1800

IMT-2000/UMTS

37 300

49,2

56

29

3.

ОАО «Вымпел-Коммуникации»

(Билайн)

GSM-900/1800 IMT-2000/UMTS

19 000

58,3

66

34

4.

ЗАО «Енисей телеком»

(ЕТК)

GSM-900/1800

20 588

52,5

36

5.

ЗАО «Скай-1800»

GSM-900/1800

IMT-МС-450

-

-

145


Всего




583


Наибольшее количество базовых станций в республике Тыва построено оператором связи ОАО «Мегафон» - 216, из них стандарта IMT-2000/UMTS - 72. Оператором связи ОАО «Вымпел-Коммуникации» построено – 100 базовых станций, в том числе стандарта IMT-2000/UMTS – 34, ОАО «МТС» - 85, из них стандарта IMT-2000/UMTS - 29.
По охвату территории Республики Тыва сотовой связью лидирует также ОАО «Мегафон» - 70%.

Между операторами сотовой связи и Министерством по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации заключено соглашение о сотрудничестве в организации оповещения населения о чрезвычайных ситуациях по сети мобильной связи. Тем самым, в случае возникновения, либо угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера жители республики имеют возможность получения sms-рассылок с информацией о возникновении ЧС по сети операторов сотовой связи.

Введенные на территории Республики Тыва в коммерческую эксплуатацию сети 3G позволяют абонентам реализовать целый комплекс дополнительных возможностей, предоставляемых операторами мобильной связи, так с появлением сетей третьего поколения жители Республики Тыва имеют возможность пользоваться мобильной информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет» (далее – Интернет) на скоростях, сравнимых с широкополосным Интернетом от операторов фиксированной связи до 3,6 Мбит в секунду. Абоненты могут оперативно работать с корпоративной сетью и почтовыми приложениями, просматривать потоковое видео.

Широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Республики Тыва предоставляют 7 компаний.

Число пользователей мобильного широкополосного доступа в ближайшие годы превысит число пользователей фиксированного доступа, тенденция – к замещению фиксированного доступа, как это происходит с фиксированной связью, и эта тенденция будет только укрепляться. Однако лавинообразный рост трафика в условиях расширенного применения плоских тарифов уже не обеспечивает соответствующего роста доходов, как это было еще совсем недавно в отношении передачи голосовой информации, происходит разрыв между доходами операторов и расходами по расширению пропускной способности и увеличению емкости сети сотовой связи для обеспечения пропуска соответствующего объема трафика. Существенное снижение издержек операторов может быть обеспечено ускоренным внедрением более эффективных технологий следующего поколения с плоской архитектурой, таких, например, как LTE. Технология LTE позволит увеличить скорости передачи данных до 100 Мбит/с и обладает весомыми техническими, экономическими и функциональными преимуществами, что позволит считать ее внедрение движущим фактором развития новых услуг (мультимедийные услуги в реальном режиме времени – доступ в высокоскоростные сети, VoIP, видеоконференции).

На сегодняшний день на территории Республики Тыва в 28 населенных пунктах отсутствует какой-либо вид связи. Основной задачей министерства информатизации и связи Республики Тыва является содействие в ликвидации цифрового неравенства и обеспечение доступа к современным услугам связи жителям отдаленных труднодоступных районов республики.

Подраздел 2.3. Услуги почтовой связи

Услуги почтовой связи на территории Республики Тыва предоставляют 10 операторов (ФГУП «Почта России», ООО «СПРС Экспресс», ОАО «Фрейт Линк», ЗАО «Армадилло Бизнес Посылка»).

Управление Федеральной почтовой связи Республики Тыва – филиал ФГУП «Почта России» является единственным оператором почтовой связи, предоставляющим услуги почтовой связи в сельской местности. В состав филиала входит 3 почтамта и автобаза. На территории республики услуги почтовой связи предоставляют 118 отделений почтовой связи, из них 103 отделения находятся в сельской местности. В состав филиала входят одно отделение – 1-го класса, одно отделение – 2-го класса, 7 отделений – 3-го класса, 68 отделений – 4-го класса и 41 отделения – 5-го класса. В филиале работает 778 чел., в том числе 118 почтальонов, из которых 51 в сельской местности.

На сегодняшний день в автопарке УФПС Республики Тыва 97 транспортных единиц, с 2006 г. получено 37 новых автомобилей марки – УАЗ, ВАЗ и ГАЗ. Продолжается оснащение почтовых автомобилей терминальным оборудованием автоматизированной системы мониторинга транспорта ГЛОНАСС. Всего подключены 45 единиц почтового автотранспорта.

Протяженность магистральных маршрутов составляет 182 тыс. км, внутриобластных маршрутов – 380 тыс. км, внутрирайонных маршрутов, включая внутригородские – 725 тыс. км.

Основные виды оказываемых почтовых услуг: письменная корреспонденция; посылки; «Отправления 1 класса»; экспресс-почта «EMS Почта России»; «Регион-курьер»; предоставление абонентских ящиков.
Доходы от реализации почтовых услуг за 2012 год в сравнении с 2011 годом выросли на 8% и составляют 30,1 млн. рублей.

В перечень финансовых услуг входят: денежные переводы «КиберДеньги»; срочные денежные переводы «Форсаж»; погашение кредитов на почте; выплата пенсий и пособий; приём коммунальных платежей; приём платежей за услуги связи, Интернет и телевидение; прием и оплата международных денежных переводов по системе Western Union.

Доходы филиала ФГУП «Почта России» в Республике Тыва от реализации финансовых услуг за 2012 год снизились на 4,1% в сравнении с 2011 годом и составили 53,5 млн. Большая часть средств поступает от оказания услуги по денежным переводам, также от выплаты пенсий и пособий. За 2 последних года наблюдается постепенный отток пенсионеров, получающих пенсии в отделениях почтовой связи в городской местности, около 33% пенсионеров предпочли банки.

ФГУП «Почта России» планирует в 2013 году запустить проект «Почта – банк», соответственно планируется приостановить отток пенсионеров, и привлечение новых клиентов.

Разработанная стратегия развития ФГУП «Почта России» в 2012-2016 годы предполагает использование сценария роста доходности почтовой связи за счет активного развития почтовых и банковских услуг, повышения качества логистики и оптимизации затрат. Реализация стратегии позволит к 2016 году достичь выручки в 140 млрд. рублей, а к 2020 – 208 млрд. рублей в текущей стоимости. За счет этого предприятие сможет наращивать инвестиции в качество и модернизацию.

Наиболее перспективными сферами бизнеса для Почты России является увеличение доли в Российской Федерации на быстрорастущем рынке посылок и экспресс-доставки с 33% до 46% и развитие финансовых услуг (включая создание Почтового банка). Развитие логистики для обеспечения скорости и надежности перевозки почтовой корреспонденции и IT-инфраструктуры для эффективного управления почтовыми потоками позволят улучшить качество услуг. Рост доходности сети может быть достигнут за счет внедрения новых услуг и повышения производительности труда.

Стратегия Почты России, по заявлению руководства предприятия нацелена на решение главной задачи – перейти от выживания к устойчивому самостоятельному развитию в качестве эффективного и современного национального почтового оператора, предоставляющего на всей территории страны комплекс услуг, по своей доступности, качественным характеристикам и потребительским свойствам полностью отвечающих потребностям и ожиданиям пользователей.

Имея разветвленную сеть почтовых отделений в целом по республике, Правительство Республики Тыва рассматривает Почту России как потенциального партнера по созданию обособленных подразделений Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на базе почтовых отделений.

Подраздел 2.4. Услуги эфирного радиовещания

В России на государственной сети звукового радиовещания сегодня эксплуатируется более 20-ти типов АМ передатчиков, разработанных и выпущенных в период с 50-х по 80-е годы прошлого века, которые содержат большое количество электровакуумных приборов различных типов, низкий КПД и большое энергопотребление. Поэтому такие радиовещательные компании как «Маяк» (ВГТРК) и «Радио России» (ВГТРК) отказываются от использования мощных радиовещательных передатчиков, работающих в диапазонах НЧ и СЧ волн, или требуют снижения их мощности, что экономически невыгодно для предприятий эксплуатирующих технические средства, предоставляя услуги по ретрансляции этих программ. Кроме того, из-за снижения мощности, или отключения передатчиков, часть территории России оказывается неохваченной радиовещанием, сокращается так же количество радиослушателей российских радиопрограмм в странах СНГ.

В настоящее время отечественная промышленность практически прекратила выпуск мощных радиовещательных АМ передатчиков. Стоимость зарубежных передатчиков составляет от 150 тысяч долларов США до 2,5 миллионов долларов в зависимости от мощности и комплектации (в данном случае рассматривались АМ передатчики мощностью от 50 до 500 кВт), кроме того, для поддержания работы оборудования в эксплуатации потребуется закупка импортных электровакуумных приборов и комплектующих.

В настоящее время возможности аналогового звукового радиовещания в диапазонах низких (НЧ), средних (СЧ) и высоких (ВЧ) частот практически полностью исчерпаны и наступает время перехода от аналогового звукового радиовещания к цифровому.

Переход на цифровые технологии в звуковом радиовещании потребует больших финансовых затрат и займет достаточно большой промежуток времени необходимый для технического перевооружения сети и насыщения парка цифровыми приемниками. Существующий парк радиопередатчиков может быть переведен для работы в режим цифрового звукового радиовещания стандарта DRM с сохранением существующей схемотехники и использованием современных технических решений. При этом потребуется выпуск дополнительных устройств «линеаризации» характеристик передатчиков, линий задержки сигналов, вспомогательных устройств и внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, замены устаревших комплектующих изделий (в первую очередь электровакуумных изделий, полупроводниковых приборов, высоковольтных вакуумных и керамических конденсаторов и т.д.).

Учитывая изношенность технических средств (около 80% передатчиков во всех диапазонах отработали на сети более 25 лет и срок их амортизации превышен в 2-3 раза), первостепенной задачей является сохранение возможности обеспечения населения России и стран ближнего зарубежья социально значимым пакетом радиовещательных программ.

В Республике Тыва услуги по эфирной трансляции звуковых программ предоставляют 5 операторов связи (1 из них – в сельской местности) с использованием 8 передатчиков, обеспечивающих охват не менее 80 процентов населения Республики Тыва 7 радиоканалами.

Филиал ФГУП «РТРС» Республики Тыва радиотелевизионный передающий центр осуществляет трансляцию на территории Республики Тыва общероссийских радиоканалов – Маяк, Радио России, Юность. Охват составляет:
- «радио России» - 100%;
- «Маяк» - 62,7%;
- «Юность» - 5,2%.

Коммерческие телерадиокомпании транслируют радиоканалы: Русское Радио, Европа Плюс, Авто Радио, Звезда. Охват - г. Кызыл.

Подраздел 2.5. Эфирное телевизионное вещание

На территории России функционирует одна из крупнейших в мире распределительных сетей радиотелевизионного вещания, протянувшаяся с Запада на Восток на 11 часовых поясов.

Огромные территориальные размеры Российской Федерации, разнообразные географические и климатические условия, различная плотность населения по территории определили комплексное использование различных технических способов распространения радио-телевизионных сигналов. Преобладающим является эфирный способ трансляции телевизионных и звуковых программ в традиционных телевизионных и радиовещательных диапазонах, являющийся для населения наиболее доступным и дешевым.

В сети эфирной трансляции задействованы 370 передающих ТВ станций мощностью от 5 до 50 кВт, антенные системы которых размещены на опорах высотой до 350 метров, а также более 12 тыс. телевизионных передатчиков мощностью от 1 до 1000 Вт.

Всего в сети эфирного вещания ТВ программ на территории России функционирует свыше 15 тысяч передатчиков.
Для раздачи программ на передатчики задействовано более 200 тыс. км наземных радиорелейных линий связи, как магистральных - между центрами субъектов федерации, так и зоновых - на территориях этих субъектов.

Одновременно в раздаче программ на передатчики задействована орбитальная группировка спутников связи, включающая космические аппараты: “Горизонт”, “Экспресс АМ”, “Экспресс А”, “Экспресс М”, “Ямал-100”, “Ямал-200”, “Экран-М”, “Бонум-1”, в функции которых входит распределение радиотелевизионных программ на всю территорию Российской Федерации и на страны Атлантического и Индийского регионов.

Для приема радиотелевизионных программ в наземной распределительной сети задействовано около 9000 станций спутникового приема “Москва” и “Экран”.

Телекоммуникационная инфраструктура для аналогового распространения программного контента была создана в нашей стране в 70-80-е годы прошлого столетия и на сегодня она нуждается в структурной и технологической модернизации и развитии.

Услуги эфирного телевизионного вещания на территории Республики Тыва предоставляет 3 оператора связи (1 из них – в сельской местности) с использованием 222 передатчика, обеспечивающих следующую зону охвата населения Республики Тыва – 97,3%.

Максимальную зону покрытия обеспечивает РТПЦ Республики Тыва, имеющий в своем составе 159 аналоговых и 62 цифровых передатчика телевизионных передатчиков, транслирующих основные общероссийские телеканалы.
В декабре 2009 года Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы» (далее – Программа), согласно которой 97,6% россиян должны получить до 2015 года бесплатный доступ к 20-ти телеканалам в современном цифровом качестве стандарта DVB-T2.

Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2009 № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» утвержден перечень телеканалов, которые вошли в первый мультиплекс: «Россия-1», «Россия-2», «Россия-24», «Россия-К», «Карусель», «Петербург – 5 канал», «НТВ» и «Общественное телевидение России».

Основными исполнителями данной Программы являются федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» и федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания».

Республика Тыва включена в состав 12-ти регионов первой очереди строительства сети цифрового телевизионного вещания первого мультиплекса.

В целях осуществления взаимодействия и оказания содействия в строительстве сети цифрового наземного телевизионного вещания, заключено Соглашение о сотрудничестве в области развития телевидения и радиовещания между Правительством Республики Тыва и Федеральным государственным унитарным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». В целях реализации данного Соглашения создана межведомственная рабочая группа по развитию телерадиовещания и переходу на цифровые технологии вещания в Республике Тыва.

С 1 июля 2012 года на территории Республики Тыва началось цифровое эфирное телевизионное вещание стандарта DVB-T2. В настоящее время жители республики смогут принимать 8 телевизионных канала: «Первый канал», «Россия-1», «Россия-2», «Россия-24», «Россия-К», Детско-юношеский телевизионный канал «Карусель», «Петербург – 5 канал», «НТВ» и 3 радиоканала: Вести FM, «Маяк», «Радио России» в новом цифровом формате с минимальной потерей качества. Главным преимуществом цифрового пакета является полное отсутствие помех.

Сеть цифрового телерадиовещания в Республике Тыва будет использована в случаях возникновения, угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера для перехвата сигналов ГО и ЧС. В 14 населенных пунктов республики установлены передатчики, которые позволяют охватить сигналом ГО и ЧС 239 тысяч жителей Республики Тыва, что составляет 75,4% от общего количества населения.

Подраздел 2.6. Кабельное телевидение

Используемые в настоящее время аналоговые сети кабельного телевидения и системы коллективного приема физически и морально устарели. Они не отвечают современным требованиям ни по возможности доведения до пользователей соответствующего многопрограммного контента (востребованного количества телевизионных и звуковых программ) и ни по сервису услуг связи.

Концепция развития сетей кабельного телевидения в России предусматривает проведение кардинальной модернизации аналоговых сетей КТВ с учетом реализации современных проектных решений и создание новых многофункциональных информационно-телекоммуникационных сетей на основе гибридной волоконно-коаксиальной технологии и использования систем широкополосного беспроводного доступа типа MMDS и MVDS.
Модернизация аналоговых кабельных сетей (свыше 2500 станций по городам Российской Федерации) должна предусматривать в ряде случаев полную замену оборудования. Ориентировочные затраты на модернизацию и переход к цифровым методам передачи около 400 млн. долларов США. Возможные источники финансирования-средства операторских компаний, кредитные ресурсы и бюджетная поддержка администраций различных уровней.
Современные сети КТВ проектируются, как интерактивные многофункциональные информационно-телекоммуникационные сети с возможностью доведения до пользователей нескольких десятков телевизионных и звуковых программ, а также предоставления соответствующего комплекса услуг связи. Привлечение инвестиционных средств на создание сети на 10 000 абонентов осуществляется из расчета ориентировочно 300 тысяч долларов США.

При строительстве новых сетей кабельного телевидения целесообразно применять цифровое оборудование и более эффективные топологии. Это позволит использовать новые сети кабельного телевидения для доставки абонентам значительно большего объема контента и предоставления широкого спектра услуг связи, в том числе интерактивных. То есть, в полосе частот 300-862 МГц по сети кабельного телевидения можно доставить несколько сотен ТВ и РВ программ высокого качества.

Цифровые кабельные сети в России могут использовать систему стандарта DVB-C. В этой системе для организации вещательных каналов используется полоса частот 300-862 МГц, а для прямого и обратного интерактивных каналов, соответственно полосы частот 70-130 МГц и 5-65 МГц. В ряде существующих кабельных сетей с соответствующими техническими характеристиками уже сейчас возможно распределение радиотелевизионных программ в цифровом формате.

Таким образом, в переходный период до 2015 года цифровые кабельные сети могут использоваться для одновременного обслуживания пользователей аналоговыми и цифровыми программами телевизионного вещания и радиовещания.

Кабельное телевидение в г.Кызыле внедряет ООО «ИТ Системы». Техническая возможность, к подключению кабельного телевидения у абонентов данного оператора связи имеется в многоэтажных домах города.

В настоящее время помимо ООО «ИТ Системы» оператор связи ОАО "Тывасвязьинформ" внедряет цифровое телевидение на основе IP-технологий – IPTV.

Дальнейшее развитие цифровых сетей в Республике Тыва будет определяться вопросами инвестиционной привлекательности проектов.

Интернет-провайдеры и сети 3G сотовых операторов связи также предоставляют возможность доступа к телеканалам посредством Глобальной сети. Число транслируемых операторами программ колеблется от 11 до 100.

Подраздел 2.8. Спутниковая связь

Спутниковая связь – один из видов радиосвязи, основанный на использовании искусственных спутников Земли в качестве ретрансляторов. Спутниковая связь осуществляется между земными станциями, которые могут быть как стационарными, так и подвижными.

Состояние современного рынка услуг связи и вещания характеризуется очередным этапом развития, который ознаменовался переходом на цифровые методы передачи, а также повышением требований всех категорий абонентов к предоставляемым скоростям передачи, качеству и содержанию услуг. Зачастую существующая инфраструктура не способна удовлетворять постоянно изменяющийся спрос на рынке, что приводит к совершенствованию старых и появлению новых технологий, которые оптимизируют экономические показатели реконструкции или создания сетей связи и соответствуют современным требованиям. Данные тенденции стимулируют обострение конкуренции между различными технологиями, что может привести к тому, что некоторые из них канут в прошлое (как это, например, произошло с системами сотовой связи первого поколения или ISDN).

В настоящий момент спутниковые системы играют очень важную роль в развитии рынка услуг связи и радиовещания. Мировой объем доходов, полученный от их эксплуатации в 2004 г., составил приблизительно 60 млрд долларов. В конце 2009 г. на геостационарной орбите находилось около 240 спутников гражданского назначения.

Спутниковые технологии являются единственно экономически рентабельным решением предоставления абонентского доступа в районах с низкой плотностью населения. В том случае, когда плотность населения ниже, чем 110 чел/км2, проводные технологии не могут предложить более эффективные технико-экономические решения по обеспечению широкополосного доступа, чем радиосети. Тут конкуренцию спутникам могут составить только некоторые системы абонентского радиодоступа, как, например, WiMAX и интерактивные сети цифрового телевизионного наземного вещания. Если плотность населения ниже, чем 1,5 чел/км2, единственным окупаемым и зачастую технически реализуемым решением проблемы "последней мили" является спутник.

В целом это говорит о значительных перспективах развития спутниковой связи в этом сегменте услуг, особенно для стран с низкой плотностью населения и большой территорией.

В России с помощью спутниковой связи оказываются такие услуги, как: спутниковое телевидение, спутниковый Интернет, услуги местной, внутризоновой, междугородной (международной) телефонной связи и экстренного вызова оперативных служб посредством спутниковых универсальных таксофонов.

В Республике Тыва услуги по предоставлению каналов связи с использованием спутниковых каналов связи оказывают 20 операторов связи. Корпоративные сети с выходом в глобальную сеть Интернет имеют банки (Россельхозбанк), отделения Пенсионного фонда России, отделения Федеральной налоговой службы Российской Федерации, отделения службы занятости населения Республики Тыва, отделения таможни, подразделения Министерства внутренних дел по Республике Тыва, образовательные учреждения министерство образования и науки Республики Тыва. Всего на территории Республики Тыва зарегистрировано 490 земных станций спутниковой связи.

Услугами спутникового телевидения может воспользоваться каждый житель Республики Тыва при приобретении необходимого оборудования.

С использованием спутниковой телефонной связи в настоящее время на территории Республики Тыва работают универсальные таксофоны в

119 удаленных сельских населенных пунктах, где отсутствуют проводные линии связи.

Для построения региональной инфраструктуры, организации эффективного межведомственного электронного взаимодействия Правительство Республики Тыва в 2013 году планирует довести спутниковые каналы связи до поселенческого уровня, где отсутствует стационарная, сотовая связь.
Раздел 3. Тенденции развития телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва

На нынешнем этапе развития общества все более возрастает понимание необходимости использования телекоммуникаций для формирования экономики и социальной инфраструктуры Республики Тыва. Уже невозможно себе представить деятельность различных организаций без применения современных средств связи. Увеличилась потребность в использовании современных информационно-коммуникационных технологий и у населения Республики Тыва, причем не только в крупных населенных пунктах, но и в сельских поселениях. Все более востребованы сервисы организации удаленных рабочих мест и интернет-магазинов.

Приоритетным направлением развития связи на территории Республики Тыва на период до 2020 года является необходимость продолжения создания информационной инфраструктуры Республики Тыва и, в первую очередь, обеспечение современными услугами связи сельских населенных пунктов.

В ходе реализации Концепции должно произойти дальнейшее развитие и модернизация существующих сетей связи, строительство ВОЛС на местных сетях, повсеместное строительство ВОЛС непосредственно в дома жилых микрорайонов всех крупных городов Республики Тыва, а также внедрение IP-телефонии. Проблему «последней мили» на местных телефонных сетях предполагается реализовывать при помощи систем радиодоступа и спутниковой связи, а также других технологий связи (Wi-Fi, UMTS, WiMax, LТЕ) позволяющих расширить возможности существующих кабельных линий.

Основная задача в телерадиовещании на этот период – это, прежде всего, внедрение цифрового телерадиовещания, сохранение и поддержка существующей сети распространения телевизионных и радиовещательных программ, постепенный перевод проводного радиовещания в сельской местности на эфирное.
Основным инструментом дальнейшего развития сотовой связи, в части, касающейся внедрения новых услуг качественных сервисов, стало развитие сетей связи нового поколения, мобильного широкополосного доступа к Интернету, услуг высокоскоростной передачи данных, «облачных» сервисов.

Облачные сервисы – это использование централизованного удаленного центра обработки данных, в котором компьютерные ресурсы и мощности предоставляются конечному пользователю в качестве интернет-сервиса, при этом пользователю не требуется никаких особых знаний об инфраструктуре «облака» или навыков управления этой «облачной» технологией.

В почтовой связи предусматривается совершенствование качества предоставления услуг путем развития системы логистики, модернизации почтовых отделений, расширения почтовой инфраструктуры, повышения эффективности работы сети почтовой связи, внедрения новых, в том числе, высокотехнологичных услуг.
Раздел 4. Основные проблемы, риски и конкурентные преимущества развития и эксплуатации телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва

Основными проблемами развития и эксплуатации телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва являются:
неравномерность внутриреспубликанского распространения и высокая дифференциация доступности для населения, в особенности проживающего в сельской местности, средств связи, точек доступа к Интернету и обеспечение услугами с использованием телекоммуникационной инфраструктуры;
длительность согласования органами власти муниципальных образований мест строительства новых объектов связи;
предоставление муниципальными образованиями земельных участков, в которых проложены линии связи, в собственность физических и юридических лиц и выдача разрешений на выполнение строительных работ на данных земельных участках без согласования с операторами связи;
продажа или переход права аренды помещений, находящихся в собственности муниципальных образований, в которых расположено телекоммуникационное оборудование, физическим или юридическим лицам, не предоставляющим услуги связи;
инфраструктурные ограничения в части оформления (согласования) необходимых документов и взаимодействия с сетевыми организациями в рамках заключения договоров на технологическое присоединение к электросетям;
преобладание и приоритетное развитие телекоммуникационной инфраструктуры в городах и крупных населенных пунктах Республики Тыва в связи с высокой стоимостью и длительностью окупаемости строительства в сельской местности;
низкий уровень и узкий спектр услуг, предоставляемых в сельской местности с использованием телекоммуникационной инфраструктуры;
зависимость доходов, получаемых от предоставляемых услуг связи, от развития экономики;
отсутствие покрытия и неуверенный прием подвижной радиотелефонной связи в удаленных сельских населенных пунктах Республики Тыва;
несоответствие количества отделений почтовой связи в городах и сельской местности нормативам обслуживания населения.

Основными рисками развития и эксплуатации телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва являются:
предоставление услуг филиалами, головные предприятия которых зарегистрированы за пределами Республики Тыва;
зависимость деятельности компаний по предоставлению услуг связи от макроэкономической ситуации в Республики Тыва и Российской Федерации в целом;
наличие конкурентной среды в области почтовой связи только в секторе высокодоходных услуг;
отсутствие механизма обеспечения населения Республики Тыва абонентскими приставками для приема цифрового телевизионного сигнала;
низкий объем инвестиций в строительство и реконструкцию телекоммуникационной инфраструктуры в сельской местности;
невыгодное географическое положение (высокогорный рельеф, труднодоступная местность), удаленность от основных магистральных каналов связи;
отсутствие учебных заведений по подготовке высококвалифицированных специалистов в отрасли связи;
Раздел 5. Основные цели и задачи развития телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва

Решить основные проблемы развития и эксплуатации телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва возможно путем выработки скоординированных действий органов власти всех уровней и представителей бизнес-сообщества, формирования привлекательных условий для операторов связи и комплексного использования как традиционных, так и нетрадиционных телекоммуникационных решений, таких как: развитие систем радиодоступа, сетей сотовой связи, создание мультисервисных сетей и др.

Кроме того, целесообразно для ускоренного развития в Республики Тыва информационного общества повысить качество услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий и обеспечить развитие базовой инфраструктуры информационного общества с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Основными целями дальнейшего развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва на период до 2020 года являются:
эффективное использование и дальнейшее развитие информационно-телекоммуникационных технологий для поддержания устойчивого роста экономики, предоставления государственных и муниципальных услуг и повышения качества жизни населения Республики Тыва;
обеспечение дальнейшего развития социально значимых видов связи: электропроводной связи, сотовой связи, спутниковой связи, цифрового телерадиовещания, почтовой связи;
наращивание инвестиций в развитие отрасли и наращивание ее доли в экономической составляющей;
повышение качества оказываемых услуг, гибкая тарифная политика, расширение спектра новых информационных услуг, предоставляемых населению и бизнесу, обеспечение услугами связи отдаленных и малочисленных сельских населенных пунктов Республики Тыва.

Достижение поставленных целей предусматривает решение задач по нижеперечисленным направлениям.

Телефонная электропроводная и подвижная радиотелефонная связь:
развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного правительства с целью повышения качества жизни граждан и улучшения условий развития бизнеса в информационном обществе;
обеспечение экономически и социально обоснованных потребностей в услугах связи;
обеспечение ценовой доступности услуг связи за счет развития конкурентной среды;
ликвидация «белых пятен» в населенных пунктах Республики Тыва и гарантированное покрытие автомобильных дорог федерального и республиканского значения с использованием сетей подвижной радиотелефонной связи;
создание инновационного и эффективного телекоммуникационного сектора на территории Республики Тыва;
подключение всех административных центров городских и сельских поселений к оптическим линиям связи, что позволит обеспечить: во-первых – организацию системы межведомственного электронного взаимодействия, во-вторых – возможность организации в сельских поселениях доступа к ресурсам для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в-третьих – увеличение пропускной способности каналов связи с целью организации в поселении широкополосного доступа к Интернету;
дальнейшая модернизация сети фиксированной телефонной связи, направленная на 100-процентную цифровизацию и замену устаревшего оборудования;
развитие сетей беспроводного широкополосного доступа, которое подразумевает покрытие не менее 60 процентов территории проживания населения сетями беспроводного широкополосного доступа с использованием современных технологий радиодоступа (UMTS, WiMax, LТЕ);
устранение административных барьеров, препятствующих развитию телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва.

Почтовая связь:
оптимизация почтовой логистики;
повышение качества услуг почтовой связи и расширение их перечня за счет внедрения новых технологий (оказание услуг в режиме онлайн, прием и оплата электронных переводов и др.);
подключение всех отделений почтовой связи к Интернету по высокоскоростным каналам связи;
создание центров общественного доступа к Интернету и многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг на базе отделений почтовой связи, оснащенных пунктами коллективного доступа;
организация выделенного приема отправлений от юридических лиц;
ежегодная реконструкция не менее 3 имеющихся отделений почтовой связи;
приведение количества отделений почтовой связи в городах и сельской местности к нормативам обслуживания населения.

Телерадиовещание:
Содействие в создании сети цифрового телевизионного вещания 1-го мультиплекса в рамках федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 – 2015 годы»;
создание предпосылок (условий) для внедрения 2-го и 3-го мультиплексов в Республике Тыва;
оказание государственной поддержки телерадиокомпаниям, осуществляющим распространение социально значимых программ с использованием электронных средств массовой информации;
создание условий для развития альтернативных форм вещания, в том числе интернет-вещания, распространения телерадиовещания с использованием сетей связи сотовых операторов.

Спутниковая связь:
В настоящее время на территории Республики Тыва предоставляются услуги спутниковой связи, однако мониторинг данного вида связи не проводится ввиду отсутствия операторов, зарегистрированных на территории Республики Тыва. При разработке мероприятий по развитию телекоммуникационной инфраструктуры в Республике Тыва необходимо учесть развитие на территории Республики Тыва спутниковой связи. Раздел 6. Нормативно-правовая основа для развития телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва

Концепция разработана в соответствии c федеральными законами от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р «О Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года».

Развитие телекоммуникационной инфраструктуры в Российской Федерации как конкурентоспособной на мировом уровне отрасли экономики сопровождается формированием отраслевого федерального законодательства, а также появлением региональных решений – инициатив субъектов Российской Федерации, направленных на поддержку развития телекоммуникационной инфраструктуры. Региональные инициативы возникают в связи с тем, что субъекты Российской Федерации заинтересованы в том, чтобы перспективное направление – информационные технологии стало одним из самостоятельных сегментов экономики в регионах, и предпринимают для этого определенные шаги.

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации относится федеральные информация и связь.

В статье 72 Конституции Российской Федерации указывается, что предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации являются:
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 73 Конституции Российской Федерации указывает, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».

Указанные нормы, а также анализ действующего федерального и республиканского законодательства позволяют сделать вывод, что определение эффективных форм поддержки развития телекоммуникационной инфраструктуры в Республике Тыва возможно. Раздел 7. Механизмы и основные
инструменты реализации Концепции

Подраздел 7.1. Механизмы реализации Концепции

Механизмами реализации Концепции являются:
устранение административных барьеров, препятствующих развитию телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва;
повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти Республики Тыва и бизнес-сообщества в реализации мероприятий, направленных на выработку инвестиционных приоритетов, гармонизацию инвестиционных проектов с планами социально-экономического и территориального развития муниципальных образований Республики Тыва;
формирование инвестиционного климата, повышение инвестиционной привлекательности, создание благоприятных условий для развития и функционирования телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
предоставление операторам связи в установленном порядке земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Тыва, и оказание содействия в выделении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для развития телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва, особенно при реализации инвестиционных проектов в сельской местности;
оказание содействия организациям почтовой связи в размещении на территории муниципального образования объектов почтовой связи, выделении нежилых помещений или зданий для размещения отделений почтовой связи и других объектов почтовой связи;
применение комплексного подхода к построению сельских сетей доступа, сочетающего возможность мультисервисных оптических сетей и сетей беспроводного широкополосного доступа;
формирование механизмов государственной поддержки (государственно-частного партнерства) приоритетных инвестиционных проектов, в частности в сельской местности, направленных на достижение стратегических задач Республики Тыва.
Для реализации механизмов Концепции могут привлекаться средства операторов, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, привлеченные инвестиции.

Подраздел 7.2. Основные инструменты реализации Концепции

Наиболее эффективным способом достижения заданных показателей развития связи является технически и экономически обоснованный взаимоувязанный комплекс мероприятий развития отрасли, разработанный с учетом инвестиционных программ операторов связи по всем направлениям развития.

Для реализации данной Концепции, в первую очередь, необходима разработка профилирующим научно-исследовательским институтом комплексного плана развития телекоммуникационной инфраструктуры республики на период до 2020 года с обоснованиями объемов необходимых инвестиций и источников финансирования.

Основными инструментами реализации Концепции должны стать:
мероприятия по развитию телекоммуникационной инфраструктуры в Республики Тыва;
мероприятия по социально-экономическому сотрудничеству на территории Республики Тыва между Правительством Республики Тыва и головными организациями предприятий связи;
мероприятия по реализации инвестиционных проектов по развитию телекоммуникационной инфраструктуры в муниципальных образованиях (оказание содействия в выделении и оформлении земельных участков для строительства объектов связи, согласование с министерством информационных технологий и связи Республики Тыва проектов застройки, выделение помещений операторам, предоставляющим универсальные услуги связи) с участием министерства информатизации и связи Республики Тыва, администраций кожуунови операторов связи, предоставляющих услуги связи на территории Республики Тыва.

Также необходимо:
создание действенной единой системы стратегического планирования развития телекоммуникационной инфраструктуры, подвижной радиосвязи и почтовой связи на территориях муниципальных образований Республики Тыва с участием всех заинтересованных федеральных и республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и операторов связи;
развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения Республики Тыва, подготовка законодательных инициатив, направленных на обеспечение недискриминационного доступа к существующей инфраструктуре операторов связи и упрощения процедур присоединения и ввода в эксплуатацию линейных объектов связи;
реализация инвестиционных проектов, особенно в сельской местности, методом государственно-частного партнерства и активного взаимодействия между операторами связи;
взаимодействие операторов подвижной радиотелефонной связи по вопросам совместного размещения антенно-мачтового оборудования на башнях (мачтах, столбах), принадлежащих одному из операторов.
Раздел 8. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов:
создание привлекательных условий операторам связи для развития телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва, в том числе в сельской местности;
увеличение надежности сети связи за счет внедрения механизмов соблюдения комплекса охранных мероприятий линейных объектов связи;
обеспечение доступом к Интернету 100 процентов населенных пунктов Республики Тыва с населением не менее 500 человек;
обеспечение 100 процентов населенных пунктов Республики Тыва возможностью доступа к услугам связи;
повышение уровня доступности для населения базовых услуг в сфере телекоммуникационных технологий, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
обеспечение 100-процентную замену аналоговых телефонных станций на цифровое коммутационное оборудование;
предоставление возможности доступа к услугам подвижной радиотелефонной связи во всех населенных пунктах Республики Тыва и обеспечение уверенным приемом автомобильные дороги федерального и республиканского значения;
обеспечение охвата цифровым многопрограммным телерадиовещанием
не менее 95 процентов населения Республики Тыва;
подключение 100 процентов отделений почтовой связи к Интернету;
расширение спектра и качества предоставляемых услуг почтовой связи, в том числе в режиме онлайн.

Настоящая Концепция является основой для проработки вопросов привлечения инвестиционных и кредитных ресурсов отечественных и зарубежных компаний, принятия необходимых решений по поддержке телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва.